Это первый пост из серии "Разбираем и оцениваем эссе для IELTS"
Говоря о любом виде IELTS Writing, надо не забыть следующее: никогда не пытайтесь оценить работу, если к ней не прилагается задание. Соответствие работы теме – одна четвертая окончательного балла. Задание предполагает, во-первых, тему, во-вторых формат. Придумывать задания может только опытный специалист, если вы не являетесь им, нужно брать их из официальных источников: кембриджских тестов или учебников по подготовке к экзамену.

Вот наше задание:



It is as important to teach children to protect the environment as it is to teach them to read and write. To what extent do you agree with this statement?
Тему лучше всего представить в виде вопроса, на который надо ответить. В данном случае: "Является ли экологическое воспитание столь же важным, как обучение чтению и письму?"

Формат – это то, как должен быть построен текст. В данном случае вопрос «Насколько вы согласны?» предполагает, что:

А) Обязательно нужно выразить собственное мнение

Б) Мнение/мнения, отличные от Вашего, можно приводить, но это необязательно (такого требования в задании нет)

В) Вы можете быть полностью согласны с приведенным утверждением, согласны частично или совсем не согласны. В любом случае, ваше мнение должно быть понятно читающему, и должно быть ясно, почему вы так думаете.

Эссе оценивается по четырем основным критериям:

1) Выполнение задачи (Task Achievement) – это как раз соответствие теме, насколько исчерпывающе дан ответ на вопрос, который в теме стоит.

2) Связность текста (Cohesion and Coherence) – вы видите, что перевод несколько упрощен, но о том, что «связность» бывает разная, мы поговорим в другой раз

3) Cловарный запас)Lexical Resource)

4) Грамматическая правильность и разнообразие грамматических конструкций. (Grammatical range and accuracy)

Давайте теперь посмотрим на конкретную работу и оценим ее с точки зрения первого критерия. Тремя остальными займемся позже.


Эссе написано молодым человеком с уровнем B2. Он довольно свободно общается на языке, у него очень неплохой словарный запас, в том числе, на академические темы. Тем не менее, до балла, который ему нужен (7), эта работа не дотягивает. Почему?

Возможно, вам сразу бросаются в глаза некоторые ошибки и не очень удачные выражения. Но языковые неточности - это только половина проблемы. Как я уже сказала, сейчас мы ими не занимаемся. Нас, в первую очередь, интересует соответствие написанного теме и формату.

Эссе оценивается по четырем основным критериям:

1) Выполнение задачи (Task Achievement) – это как раз соответствие теме, насколько исчерпывающе дан ответ на вопрос, который в теме стоит.

2) Связность текста (Cohesion and Coherence) – вы видите, что перевод несколько упрощен, но о том, что «связность» бывает разная, мы поговорим в другой раз

3) Cловарный запас (Lexical Resource)

4) Грамматическая правильность и разнообразие грамматических конструкций. (Grammatical range and accuracy)


Давайте теперь посмотрим на конкретную работу и оценим ее с точки зрения первого критерия. Тремя остальными займемся позже.
С соответствием теме, несмотря на хорошее начало, есть две довольно серьезные проблемы. По большому счету, третий и четвертый параграфы - мимо нее, они ни содержательно, ни логически не развивают основную идею. Во втором параграфе автор выразил свое мнение (I totally agree with the idea…) и привел один аргумент, подтверждающих его точку зрения. Что же происходит дальше? В третьем параграфе написано, о том, что людей надо учить покупать экологичные товары в экологичной упаковке. Но нам не нужно объяснять, почему нельзя пользоваться пластиковыми пакетами, а нужно доказывать почему этому необходимо учить именно в детском возрасте, и почему это не менее важно, чем чтение и письмо.

Что можно было бы написать в третьем параграфе?

Несмотря на то, что начало второго параграфа удачно, в нем сказано только то, что учить охранять природу очень важно. Но нет ни слова о том, почему этому должно уделяться столько же внимания и времени, сколько грамотности. Поэтому, лучший вариант –доказать это во втором параграфе. Можно, например, привести довод о том, что если планета погибнет, то чтение и письмо будут бесполезны.

Вы уже заметили, что и со вторым параграфом не все хорошо. Действительно, приведен, фактически, только один аргумент (it is the perfect age for a person to get the right habit for the rest of life). Затем приведен пример, но не такой, какой доказывал бы этот аргумент, а не связанный с ним – сказано, что надо учить людей (людей, а не детей, хотя тема у нас о детях) правильно собирать и перерабатывать мусор. Одного аргумента мало, более того, он ничем не подкреплен. К нему нет поясняющих предложений (supporting sentence), нет подходящих примеров. Как можно их добавить, мы скоро увидим.

Что не так с четвертым параграфом? В последней части должно быть сделано заключение. Заключение - это:

1) Еще раз перефразированное собственное мнение

2) Еще раз перефразированные и более коротко сформулированные основные доводы в его пользу

3) Можно написать о том, что будет (в мировом масштабе), если не делать того, о чем говорится в теме. В данном случае, не уделять достаточно внимания экологии в школе. Или о том, как хорошо будет, если это делать (что я как раз сделаю в своем варианте этой части).

Здесь же четвертый параграф представляет собой только примеры того, что происходит, если учить и если не учить на примере отдельной семьи. Эти примеры нужно было приводить во втором или третьем параграфе, чтобы они подкрепляли приведенные автором аргументы. Классическая структура параграфа в англоязычной стилистике: Topic Sentence – Supporting Sentence – Example, то есть утверждение – подкрепляющий довод - пример. Возьмем то, что уже есть у автора во втором абзаце, добавим a supporting sentence and examples и получим:

The main reason why eco education should be included in the school curriculum is that, in my opinion, childhood is the perfect age for learning values. Habits and attitudes acquired at this age will remain for life. One example would be a family of a friend of mine whose children know how to collect garbage separately and how to recycle batteries and used lamps. They do this easily because they were taught it when they were five years old. On the othr hand, his parents do not recycle as they did not learn the importance of recycling as children and find it difficult to change their habits now.
Что касается баллов, которые эта работа получит по Task Achievement – это, примерно, 5-5.5. Хорошо, что ее недостатки легко исправить, - достаточно понять, что нужно писать в заключении и где писать примеры.

В следующий раз мы поговорим об этом же тексте с точки зрения связности.

И заключение:

To conclude, I firmly believe that schools should devote as much time as effort to teaching environmental issues as they do to teaching literacy. Only in that way can we raise a generation which is truly aware of the challenges and the amount of work that needs to be done to save the planet.

Made on
Tilda